Главное и детали сада. Часть 2
 В  садах это проявляется через основу пространства, через то, как решено  это пространство, как решена его конструкция. Это максимально  естественный, природный ландшафт с небольшими замкнутыми садами при  монастырях или зажатыми городскими стенами. Фактически садов в нашем  понимании здесь не было. Это были утилитарные сады, виноградники.  Декоративные сады были миниатюрными. Они обязательно смешивались с  утилитарными овощными, виноградниками в цветах. Никакими особенными  деталями они не отличались. Это были сады с непременным условием:  огражденные стенами. Ассортимент растений был ограничен, но обязательно  сочетал кустарники и травянистые растения. Однако для декоративных  деревьев места не было. Возможно, человеку аскетичному, человеку с  созвучными той эпохе внутренними свойствами нужен именно такой же сад:  маленький по площади, уютный, удобный, простой в плане, огражденный,  сочетающий черты утилитарного и декоративного. Собственно, таким и был  романский сад.
В  садах это проявляется через основу пространства, через то, как решено  это пространство, как решена его конструкция. Это максимально  естественный, природный ландшафт с небольшими замкнутыми садами при  монастырях или зажатыми городскими стенами. Фактически садов в нашем  понимании здесь не было. Это были утилитарные сады, виноградники.  Декоративные сады были миниатюрными. Они обязательно смешивались с  утилитарными овощными, виноградниками в цветах. Никакими особенными  деталями они не отличались. Это были сады с непременным условием:  огражденные стенами. Ассортимент растений был ограничен, но обязательно  сочетал кустарники и травянистые растения. Однако для декоративных  деревьев места не было. Возможно, человеку аскетичному, человеку с  созвучными той эпохе внутренними свойствами нужен именно такой же сад:  маленький по площади, уютный, удобный, простой в плане, огражденный,  сочетающий черты утилитарного и декоративного. Собственно, таким и был  романский сад. 
Готический сад. Многим кажется, что эпоха Средневековья  в Европе — грустная и жестокая. На самом же деле это была эпоха, в  каждый год которой более ста дней составляли праздники, чаще  религиозные. Люди не работали, а отдыхали, проводили время в массовых  гуляниях, шествиях и карнавалах. И отношение к жизни было в целом  открытое, что, собственно, отразилось в огромных витражных проемах и  рвущихся ввысь шатрах соборов, пронизывающих «небо». Сады в замкнутых  пространствах, огражденных стенами, были радостные и цветные. 
Здесь уже огромную роль играл яркий орнамент в геометрии сада, что делало его сложнее и изысканнее, чем в романскую эпоху. 
Сад эпохи Возрождения — это сад как произведение искусства. 
Эпоха провозгласила новые ценности для человека: открытый взгляд на мир,  его устройство, красоту и прославление природы и человека в ней. Эти  ценности созвучны античным. После тысячелетнего сна Европа очнулась,  человек возродился, вспомнил о своей земной сущности, возвратился к  идеалам античной эпохи. Так же, как и античные, рукотворные ландшафты  Возрождения простые и ясные, геометричные в плане. Решение пространства  широко, открыто, ориентировано на внешний мир. Сады на террасах  открывают дальние виды, что является основой построения их в тот период.  Самые яркие примеры садов того времени — симметрично спланированные и  изысканно рукотворные Вилла Боргезе, сады Боболи, Вилла Д’Эсте  (Италия). Сады предельно гармоничные, лаконичные, геометричные и очень  уравновешенно вписанные в рельеф. Эти сады органичны, часто расположены  на сложном рельефе, не разрушая, а мягко преобразуя его. Их пространство  наполнено театральными эффектами, украшено сложными архитектурными  декорациями, активно дополняется малыми формами и скульптурой. Здесь уже  появляются новые планировочные элементы — скульптурные гроты,  колоннады. 
На смену Возрождению пришло Барокко, наполнив сады  роскошными пространственными сюжетами философии окружающего мира,  изображением борьбы в среде стихий, воды, земли, воздуха, так созвучными  мировоззрению эпохи. В архитектуре произошло изменение отношения к  пространству: оно разрывалось и изменялось архитектурными формами. Они  динамично жили в этом бурлящем пространстве, играли с ним, разрывая его и  делая иллюзорным. Здесь нет ничего статичного, сады такие же сложные,  бурные по композиции, креативные, играют этой ландшафтной средой многими  уровнями, дальними и ближними перспективами, преобразованными до  неузнаваемости. 
Эти сады характеризовало динамичное пространство, многоярусное, со  сложными и даже невероятными постройками. Как, например, молочная ферма  или хижина заброшенного вида, блистающие в интерьере роскошью, золотом и  парчой. Вся территория сада богато и роскошно декорирована. Подобно  преобразованному миру такими же преобразованными должны были быть и все  растения. Формовка достигла небывалого изощрения. Деревья в форме птиц,  скульптур зверей, насаждения превращались в залы, колоннады; широкие  партеры светились яркими красками узоров из цветных битых стекол, угля,  мраморной крошки, выполнявших роль ковровых цветочных растений, которых  еще не было в культуре. 
На смену Барокко пришло Рококо, что для рукотворного ландшафта означало то же самое Барокко, но в самом вычурном его исполнении. 
Здесь характерны самая яркая декоративность, пышность, изысканность,  витиеватость, вычурность и абсолютная театральная иллюзорность  ландшафтной среды. Это и есть воплощение стиля, визуально изменяющего,  разрывающего и опрокидывающего пространство. Малые формы и детали со  звучны идее такого пространства, очень декоративны, вычурны, порой даже  перегружают его, доминируя, а не вписываясь в него. 
Сады Классицизма, так же, как и Романтизма, содержат в  своих истоках идеализацию живой природы, античности, влияния восточных  культур. Свободная композиция садов воплотила эту эстетику грандиозных  пространственных событий ландшафтного сценария. Это уже не покорение  природной ландшафтной среды геометрией, как в прошлые эпохи, это  изысканная среда с романтическим налетом заброшенности, мелодичности и  уюта. 
 Композиционно  и гармонично едины все планировочные элементы, сооружения и малые  формы. Здесь актуальными стали возведенные руины различных исторических  эпох, романтичные, загадочные по композиционному сюжету таинственные  пещеры, гроты, искусственные холмы — «парнасы». Краски таких садов  несколько сдержанны, природны, нежны и нюансны. Все растения абсолютно  декоративны в своей естественности. Как и вся эпоха.
Композиционно  и гармонично едины все планировочные элементы, сооружения и малые  формы. Здесь актуальными стали возведенные руины различных исторических  эпох, романтичные, загадочные по композиционному сюжету таинственные  пещеры, гроты, искусственные холмы — «парнасы». Краски таких садов  несколько сдержанны, природны, нежны и нюансны. Все растения абсолютно  декоративны в своей естественности. Как и вся эпоха. 
В архитектурном стиле, именуемом Эклектизмом, сохранены  главные тенденции формирования пространств садов Классицизма и  Романтизма, но с активным заимствованием «цитат» из садов прошлых эпох,  что характерно также для малых архитектурных форм, и для деталей. 
Модерн — последний из великих архитектурных стилей —  явил нам сады, в основе своей продолжившие композиционные тенденции  Романтизма. Здесь уже часто выступает регулярная планировка, но в  спокойных приглушенных тонах, и, конечно же, как фрагмент всего плана.  Только в садах Модерна можно встретить сочетание регулярного плана и  романтической заброшенности в нем. В этих садах постройки и малые формы  подчинены всей композиции пространства, не контрастируют с окружением,  как в Барокко, а спокойно, как-то певуче дополняя его. Как скульптуру,  так и детали, отличают мягкие плавные линии, так характерные для  Арт-нуово.
Современность
 ХХ век  опрокинул парадигму знаний прошлых эпох, явился потрясениями, коренными  переменами в социуме, а отсюда — взрывами, переворотами, творческими  метаниями, «жестокими заболеваниями» в искусстве, что ярко отображено во  всем, с чем мы соприкасаемся. Но в нашем мире видимо все так и должно  быть. В рукотворных ландшафтах эти же явления одновременно и нового, и  традиционного, красивого и безобразного, высоты и падения, здравого  смысла и идиотизма, — все это правильно, так как абсолютно созвучно  нашему времени и правдиво отображает его. Именно в этих понятиях берут  начало и красивейшие, изысканные в своей гармонии современные парки и  сады, и гектары пустых, бессмысленных ландшафтных пространств, укрытых  газонами высыпанных минеральной крошкой, или жестоко замощенных камнем;  метры жестких, прямых, тупо расчерченных в садах агрессивных к окружению  дорог и дорожек, ведущих из никуда в никуда; километры холмов,  уставленных зонтами или укрытых цветными тканями «просто так» — как  эстетические поиски неизвестно чего в наше одновременно странное и  красивое время. В подобных ландшафтах в качестве деталей абсолютно  нормально могут выглядеть креативно закомпонованные кучи неизвестно  чего, но по большому счету мусора, и это называют «инсталляция», головы  дохлых коров, помещенные в террариумы, скульптуры, вызывающие рвотный  рефлекс — да, все это тоже искусство, так как ведет диалог с нашим  глубинным восприятием мира — подсознанием, но жестоко больное. Ведь  «король-то — голый»!
ХХ век  опрокинул парадигму знаний прошлых эпох, явился потрясениями, коренными  переменами в социуме, а отсюда — взрывами, переворотами, творческими  метаниями, «жестокими заболеваниями» в искусстве, что ярко отображено во  всем, с чем мы соприкасаемся. Но в нашем мире видимо все так и должно  быть. В рукотворных ландшафтах эти же явления одновременно и нового, и  традиционного, красивого и безобразного, высоты и падения, здравого  смысла и идиотизма, — все это правильно, так как абсолютно созвучно  нашему времени и правдиво отображает его. Именно в этих понятиях берут  начало и красивейшие, изысканные в своей гармонии современные парки и  сады, и гектары пустых, бессмысленных ландшафтных пространств, укрытых  газонами высыпанных минеральной крошкой, или жестоко замощенных камнем;  метры жестких, прямых, тупо расчерченных в садах агрессивных к окружению  дорог и дорожек, ведущих из никуда в никуда; километры холмов,  уставленных зонтами или укрытых цветными тканями «просто так» — как  эстетические поиски неизвестно чего в наше одновременно странное и  красивое время. В подобных ландшафтах в качестве деталей абсолютно  нормально могут выглядеть креативно закомпонованные кучи неизвестно  чего, но по большому счету мусора, и это называют «инсталляция», головы  дохлых коров, помещенные в террариумы, скульптуры, вызывающие рвотный  рефлекс — да, все это тоже искусство, так как ведет диалог с нашим  глубинным восприятием мира — подсознанием, но жестоко больное. Ведь  «король-то — голый»! 
Итак, идеал недостижим. Стремление к нему должно быть всегда. Но  идеалы-то разные! Поэтому не может быть однозначного ответа, какими  должны быть композиционные принципы организации пространства, какие  планировочные элементы в нем, детали, используемые как дополнение этого  пространства и одновременно как переход от предметной среды к этому  пространству. Но можно уверенно утверждать, что каждый создаваемый  ландшафт как рукотворная среда должен отражать запросы тех, кого он  будет обслуживать как пространство для функции одновременно  рекреационной, эстетической и экологической. Сады есть и будут разные,  как все мы. И это правильно.
Автор: Елена Гнездилова, архитектор, ландшафтный архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА
 Источник: Ландшафт. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- «ЗЕЛЕНАЯ КРОВЛЯ» — перспектива архитектуры большого города - История зеленых кровель давняя. Упоминались они еще 1000 лет назад, во времена Скандинавии и Средней Азии. 
 Участки с характером. По горам, по холмам Участки с характером. По горам, по холмам- Горный ландшафт с холмами дает очень интересный результат обустройства участка. 




















 
                         
                         
                        







Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.