Жизнь на дереве и в камне
Новая Зеландия (домик на дереве строительство)
Проекты на бумаге, еще не так давно казавшиеся сказочными и нерентабельными, сегодня с успехом воплощаются в экологичных домах, в офисах под стеклянными куполами среди леса, в гостиницах и ресторанах под кронами деревьев. Яркий пример такого подхода к дизайну – Treehouse от Pacific Environments Architects: дерево-дом на краю леса, больше напоминающее воплощенную детскую сказку, чем архитектурное творение. Человечеству уже мало самого факта дома, необходимо найти подтверждение тому, что такой дом – это возвращение к природе. Критики находят массу ассоциаций в данном случае: это и зубок чеснока, подвешенный для просушки, и фонарь, и маяк в ночи. Пространство ресторана рассчитано на 18 человек (не считая обслуживающего персонала). «Первый этаж» расположен на высоте 10 метров, к нему ведет деревянный навесной трап. Кухня и прочие технические помещения располагаются на уровне земли. Стержнем для архитектурного творения (10 метров на 12) послужила секвойя. Основной материал «стен» – клееные сосновые «ребра», сквозь которые открывается вид на окрестности. В ненастную погоду трассу накрывают акриловой пленкой, закрепленной на верхушке конструкции.
Испания
Fab Lab House – или «дом на солнечных батареях», как его еще называют, – был построен в Испании по проекту специалистов института прогрессивной архитектуры IAAC. Для сборки подобной конструкции необходимо всего пятнадцать дней; материалами служат всем доступные древесина и фанера. Этот дом напоминает огромного кита на трех опорах – такая форма позволила увеличить внутренний объем до 75 метров квадратных в расчете на семью из четырех человек.
Идея «дома как дерева» получила в данном случае дивную трансформацию: со слов авторов становится ясно, что они ассоциируют энергию с листьями, а производимый лампочками свет – с «плодами». При этом количество «плодов», как показала практика, превышает потребляемое в три раза. Встроенные системы управления позволяют гибко регулировать взаимодействие дома с окружающей средой для создания максимально комфортного микроклимата. Девиз проекта прост: если в ХХ веке «форма следовала за функцией», то в ХХI –«форма следует за энергией». Жилище больше не представляется в виде управляемого механизма –это живой организм. Команда проектировщиков совместила на 75 метрах спальню, столовую, лофт с кроватями для гостей, кухню и ванную.
Голландия
Одно из самых креативных и непредсказуемых бюро в мире – голландское бюро i29. Ему принадлежит проект квартиры в Амстердаме площадью 140 кв.м.
«Интеграция природы в интерьер – важнейший аспект традиционной культуры родины (Японии) нашего заказчика», – отметили авторы.
Пространство квартиры разделено на два сектора: общественный – с кухней и гостиной, и частный – с ванной и спальней. Со стороны владельца разграничителем служит зеленая «стена». К этой живой изгороди вплотную примыкает ванная, отделенная от спальни ажурной лестницей, ведущей на крышу. Весь интерьер –торжество лаконичных форм и натуральных материалов: камень остается натуральным камнем, дерево –древесиной, а растение –живым. Не случайно эта ванная комната получила в Голландии первый приз Bathroom Design Award 2010.
Швейцария
Еще один пример – голландский проект на швейцарских землях «Swiss Quality» или Вилла Вальс, расположенная рядом с известным термальным источником. Дом площадью около 160 метров квадратных полностью утоплен в гору и рассчитан на проживание 10 человек (12-ти, в том случае, если по крайней мере четверо из них дети). Большой стеклянный фасад выходит на террасу в 60 метров квадратных, с которой открывается потрясающий вид на зеленые поля и на окрестные горы с заснеженными пиками.
Местность на уровне 3 тыс. метров над уровнем моря предоставляет массу возможностей для отдыха: пешие и лыжные прогулки, поездки на лошадях или велосипедах.
Дизайн Виллы Вальс был разработан Bjarne Mastenbroek и Christian Muller. Оригинальность их идеи заключалась в том, чтобы интегрировать дом в окрестный пейзаж, а потому попасть в виллу можно только по подземному туннелю, ведущему от домика Graubunder.
Продумано все, вплоть до угла наклона главного фасада дома, чтоб усилить ощущение величия при просмотре окрестных красот. Проект был завершен в 2009 году. В оформлении внутреннего убранства принимали участие лучшие голландские компании и дизайнеры. В нескольких минутах ходьбы от дома есть пекарня, супермаркет, банк, рестораны, улицы и площади города Вальс. Бесплатный подъемник Therme-ДорфBahn работает во время лыжного сезона. Сам дом находится в частной собственности и окружен большим садом.
Швеция
У жителей скандинавских стран стремление быть ближе к природе, кажется, заложено в крови. Не удивительно, что и в Швеции дизайнеры не остановились на простом использовании натуральных материалов в оформлении интерьеров, а организовали проект Treehotel.
Философия проста: почему бы не создать красивый современный отель, позволяющий жить в гармонии с природой среди деревьев? И с помощью группы знаменитых дизайнеров эта идея была воплощена в реальность шведскими архитекторами Тэмом и Видегаардом Ханссонами (Tham and Videgaard Hansson), Сэндэллом Сэндбергом (Sendell Sandberg), братьями Сирен и Inredningsgruppen.
Источником вдохновления для авторов проекта стал фильм «Tradalskaren» («Любитель деревьев») Йонаса Сельберга Аугустена – это фильм о трех городских мужчинах, которые строят вместе дом, чтоб вернуться к своим корням. Его еще характеризуют как философский фильм о значении «дерева» для людей в историческом и культурном контексте.
Четыре номера в различных концепциях появились в Харадсе, примерно в 60 км от Северного полярного круга, в часе езды от аэропорта города Лулео.
Названия домов отражают их дизайнерскую задумку: здесь есть номер Cabin в виде кабины или капсулы, конусообразный Blue Cone, номер «Гнездо» (Nest) и «Зеркальный куб» (Mirrorcube), который благодаря отражающимся от его поверхности деревьям сливается с окружающей природой.
Кстати, шведы прославились не раз в сфере дизайна интерьера. А экология стала настолько актуальным явлением, что начали возникать даже конкурсы соответствующей тематики. Шведский дизайнер Мария Вестерберг – один из победителей экологического мебельного конкурса Green Furniture Sweden с креслом из старых маек и разнообразного текстиля.
Мария Вестерберг – классический пример современного экодизайнера. Основной задачей большинства ее проектов является создание новых форм с помощью существующих объектов, помещение старых вещей с их собственным смысловым подтекстом в новый, непривычный для них контекст. Автор называет такой подход – наделение новой жизнью старых вещей. Мария закончила Interior Architecture and Furniture Design at Konstfack в Стокгольме, а ее бакалаврский проект «T-shirt Chair» был напечатан едва ли не во всех шведских журналах.
Украина
Если говорить об украинском экодизайне, то это в первую очередь цвет, материал и орнамент (акцент на зеленом, камень и древесина, а также цветочные узоры). Мировая традиция «возврата к природе», как мы смогли убедиться выше, – это соединение традиционных черт в новаторских формах. У нас же формы продолжают тяготеть к традициям. Самый яркий пример – дизайн Юрия Рынтовта и его мастерской Ryntovt Design, с его знаменитым девизом: «По земле нужно ходить шепотом». С одной стороны, национальные черты придают незабываемый шарм работам дизайнера, хорошо известного в Европе в том числе победами на «АрхиЕвро – 2008» в Мюнхене и Archi-Bau Awards – 2009. Самым известным проектом студии стала экологическая деревня под Харьковом, с домами из глины и дерева.
С другой стороны, отечественный экодизайн во многом все еще напоминает «танцы с бубнами»: клееные принты (хотя в Европе принты давно переводят на современные материалы особо извращенными методами); разговоры об энергетике места, которое может влиять на человека, но никак не влияет на сам дизайн; устаревшая цветовая довольно однообразная палитра и набор орнаментальных форм. Учитывая потенциал, наш дизайн мог бы быть намного лучше, стоит только избавиться от очевидных устаревших клише, а заказчикам начать давать больше свободы дизайнерам, ведь как показывает практика – за экодизайном великое будущее.
Свержение авторитетов Мартином Баасом
Но вернемся к голландцам, ведь если и можно было бы выделить лидеров в экогонке, то это именно они. Раскрывая тему близости к природе в интерьере, нельзя не рассказать о Мартине Баасе. В 2009 году он получил почетное звание Design Miami, став одним из самых молодых награжденных. Его творения похожи на капризы природы или воплощенные в материале чертежи детского творчества. Сам автор считает, что все, что он делает, – красиво. Ведь современная мебель преимущественно симметричная, глянцевая, просчитанная и выверенная до миллиметра. Мартин критикует такое «совершенство» и делает коллекции мебели вручную из отходов мебельного производства. Красота для автора – это естественная гармония, существующая в природе, и ей чужды симметрия и идеально прямые линии. Поэтому предпочтение отдается неказистому комоду, неуверенно стоящему на кривых ножках.
Сожжение идолов
По сути, Мартин Баас выступает в роли отрицающего классический дизайн, как задолго до него кубистами отвергалась фигуративная живопись. Его задача – создание самостоятельных реальностей, независимых ни от каких общепринятых канонов, кроме главного источника вдохновения – самой природы. В подтверждение своей позиции Баас поджег стул ZigZag (1934 год) авторства Томаса Ритвельда. Еще на этапе обучения в Академии Дизайна в Эндховене Мартин топил, резал, сбрасывал с крыши предметы мебели и пришел к выводу, что лучший способ деформации – «сожжение». Этот прием стал излюбленным в арсенале дизайнера.
О таланте Мартина свидетельствует и тот факт, что его студенческие работы (к примеру, подсвечник Knuckle), был почти сразу запущен в производство.
Сам автор признается, что не способен воплощать в жизнь собственные задумки, именно потому он начал сотрудничать с Басов ванн Гердером: «Рядом с креативным дизайнером всегда должен быть профессионал, способный воплощать его идеи в жизнь», – говорит Мартин.
На грани
«Часто, чтобы реализовать какую-то концепцию, приходится идти на уступки по отношению к первоначальной идее – менять материал, подправлять форму... Я не люблю компромиссов. Из-за этого то, что я делаю, иногда получается слишком дорогим. К сожалению. И лимитированным. Часы Grandfather я продал за 60 000 евро. Но таких было сделано всего 3, то есть в итоге я выручу максимум 180 000 евро – а ведь потратил на то, чтобы их придумать, уйму времени. Вдохновился, кстати, клипом Боба Дилана – тем, где он выбрасывает картонки со словами песни, которую поет. Так возникла идея иллюстрировать течение времени «движением в кадре».
Мартин использует такие нестандартные для дизайна материалы, как пластифицированную глину, по свойствам и внешнему виду напоминающую обычный всем знакомый пластилин. Дизайн Бааса – это дизайн «на грани». Многих это раздражает. Но в итоге мастер все равно делает то, что хочет и в очередной раз шокирует почтенную публику своим нестандартным подходом к дизайну.
Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартир
Услуги:
Похожие статьи
- Недорогие прихожие от производителя
Так какие же бывают виды прихожих и как правильно их расположить, чтобы максимально практично обустроить коридор Вашей квартиры?
- Складная мебель – качество и комфорт!
Сегодня складные стулья можно увидеть как стильную мебель в ресторанах, кафе, как мебель для кейтеринга, садовую мебель или просто мебель для отдыха.
- Шторы своими руками
Так почему же пошить шторы своими руками это лучше, чем приобрести в ближайшем салоне? А преимущества состоят в следующем...
Комментарии
Оставить комментарийПо поводу Виллы Вальс. На сайте предоставлено фото, которое не очень отображает уникальность постройки. Здание полностью спрятано в пещере одного из холмов города. Это видно, когда смотришь спереди. На первый взгляд, вилла кажется первобытным жильем. Но, тем не менее, не лишена привычных удобств современного жилья.
ОтветитьДа, на вид оригинально.
ОтветитьВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.