Плоская по ландшафту - объемная по мышлению
От копий к оригиналам
Прошлое Голландии тесно связано с ее настоящим. Прочные ассоциации ведут нас к XVII веку – периоду наивысшего расцвета государства. Страна – первый поставщик восточных диковин и китайского фарфора в Европу; знаменитое производство глазурованной посуды – дельфтский и роттердамский фаянс; первая облицовочная плитка для очагов: с геометрическим узором, с объемными рисунками и клеймами – все это Голландия.
Именно в этой стране на попытках скопировать популярные восточные изделия производство переросло в мануфактурное. Страна знаменита гобеленами, шерстяными коврами с золотыми нитями и тончайшим кружевом.
Отсутствие всякой логики
Логика традиционного голландского дома не во всем понятна славянскому человеку. Начать хотя бы с парадного входа, двери которого открывались только в особых случаях (на свадьбу или во время похорон), в то время как фактическим входом в дом служила дверка подземного этажа, нередко размещавшаяся во внутреннем дворике. Служанка провожала гостя в просторную комнату с фасадным окном – «фоорхёйс» – где размещался центр жизни всей семьи. Еще одна особенность: в классическом голландском доме все комнаты расположены на разных уровнях, соединенных переходами, лестницами и системой дверей. Иногда межкомнатные перегородки разделяли окно на две половины – эту архитектурную особенность не раз можно встретить на полотнах нидерландских художников.
Госпожа Влуенберг из Додрехта
Когда говорят о Голландии сегодня, то в первую очередь подразумевают ни с чем несравнимую мебель, столетиями сохранявшую свои формы и чудачества.
Главное место среди предметов меблировки в добропорядочном нидерландском обществе отводилось шкафу. Небогатые люди долгое время пользовались средневековым сундуком с откидной крышкой, окрашенным в зеленый или красный цвет и покрытым примитивными рисунками. Но настоящий шкаф, представлявший собой большую роскошь, непременно был связан с деловым успехом. Начиная с 1670 года дорогие шкафы превратились в бюро с ящиками, и на высоких ножках. В зажиточном доме насчитывалось не менее двух шкафов. Прежде всего, это бельевой шкаф – надушенная святая святых дома, находившаяся в полном ведении хозяйки. В шкафу богатой госпожи Влуенберг из Додрехта хранились настоящие сокровища: простыни из Ост-Индии, Гарлема, Фландрии, Эмбдена, разложенные по месту изготовления; чепчики, платки, помнящие молодые годы бабушки; 24 дюжины рубашек, 40 дюжин скатертей и салфеток, составляющих приданое детей. Один амстердамский книготорговец со средним достатком запирал в своем шкафу 60 простыней, 30 скатертей и более трехсот столовых салфеток.
Затем следовала горка для фарфора в парадных покоях, на полках которой красовались тарелки, горшки, расписные блюда, иногда вперемешку с музыкальными инструментами. Также использовались посудные шкафы в виде пирамидальных этажерок. Немало людей, даже в деревнях, имели застекленные шкафы, в которых можно было выставить на зависть гостям особо ценные предметы.
Бессмысленная красота
Стулья долгое время сохраняли стиль голландской школы – ножки с перекладинами, высокие спинки, низкие, обтянутые кожей сиденья с одной или даже двумя подушками. Мало-помалу стулья начали обивать плюшем или бархатом при помощи медных гвоздей. На спинке вырезали орнамент. Эти формы извилистыми путями через петровскую Россию проникли в советский быт и хорошо знакомы всем не понаслышке. Благодаря голландцам в европейской мебели прочно утвердились «птичьи лапы» в качестве ножек.
Кровати не уделялось достаточно внимания – наспех сколоченные, они утапливались в стену, наподобие шкафов, и были столь короткими, что спать на них приходилось чуть ли не сидя. В подобных «спальных шкафах» имелся выдвижной ящик, в котором спали дети. Подобный вид вытеснили огромные ложа на четверть комнаты, с балдахином на колоннах и с занавесями из зеленой шелковой ткани. Все эти кровати были столь высоки, что к ним придвигали лесенку, без которой до подушек было не добраться.
Впрочем, новшества никак не сказались на удобстве: спать приходилось на перьевом матрасе и куче подушек, подголовник отсутствовал, в качестве одеяла использовали еще один матрас.
Ворчание французов
Кухня богатого горожанина, которую посетил в 1663 году Монконис, была оснащена мраморной раковиной, бронзовым насосом для подачи воды и чудесным приспособлением – вмонтированным в стену медным баком, в котором вода неизменно и постоянно подогревалась. «Они предпочтут умереть с голоду посреди своих сверкающих котлов и приборов, – писал аббат Сартр, – чем приготовить блюдо, которое хоть немного могло нарушить всю эту красоту».
Ни один голландский дом не обходился без камина. Топливом служил торф, который давал не много тепла. При посещении голландских домов у французов складывалось впечатление, что помещения едва отапливаются.
Окна (рамы которых опускались вниз, наподобие гильотины) делали из цветного стекла.
По всему дому зажиточные горожане вешали зеркала. Сначала это были маленькие венецианские, в хрустальной раме и со стеклянными розами по краю, но во второй половине XVII века их вытеснили французские зеркала на ножках. Уже в XVII веке в голландских парадных покоях зажиточных домов свечи устанавливали на медной или хрустальной раме, образующей люстру, которую подвешивали к потолку на металлическом тросе или на штоке из позолоченного дерева. Были еще масляные лампы и настенные подсвечники.
Рисунки из песка
Пол в богатых домах начала XVII века выкладывали в шахматном порядке разноцветной плиткой на итальянский манер. Позднее из Франции пришла мода на паркет. Ковер чаще всего был один единственный – его раскатывали посреди комнаты на приеме особо именитых гостей и немедленно убирали после их ухода. Если пол был деревянным, его посыпали мелким разноцветным песком, в особых случаях выкладывая из песка узоры.
Стены либо белились, либо отделывались фаянсовой плиткой или деревянными панелями. В богатых домах начала XVII века верхнюю часть стены начали отделывать позолоченной кожей, вышедшей из моды после 1660 года. Любимым отделочным материалом оставался фаянс – плитки мягких оттенков с голубым, желтым, оранжевым, сиреневым либо светло-зеленым рисунком на белом фоне, представлявшим собой стилизованные изображение букетов, картин идиллической жизни, герба владельца, записи поговорки, пословицы или мудрого изречения. Везде, где все еще встречалось дерево, его красили или покрывали позолотой (основная часть материала по Голландии XVII века взята из книги Поля Зюмтора «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта»).
Трансформации
Менее полувека тому голландское общество все еще было традиционным, пуританским и религиозным. Ситуация кардинально изменилась после Второй Мировой войны – консерватизм сменился либерализмом; голландцы умудрились стать образцом для самих себя.
Современный голландский дизайн одновременно изобретателен и историчен, систематичен и нефункционален, повседневен и при этом провокационен. У него нет постоянных характеристик – как в борьбе твердой логики с полной бессмысленностью.
В современном голландском доме не найти шкафов-горок и печей с плиткой, зато в нем присутствуют неожиданные предметы, способные на удивительные трансформации. Одна из ведущих идей в мебельном дизайне - мысль об экономии пространства в то время, когда мебель не используется по назначению. В результате был создан стол-трансформатор (Martin Semmer), плоская 90-градусная мебель (Louwrien Kaptein и Menno Bolt) и раздвижной шкаф (Reinier de Jong) в собранном виде представляющий из себя высокий параллелепипед белого цвета. Главный недостаток последнего – его непомерная цена в 5 500 евро.
Торд Бунтье
Еще один знаменитый голландский новатор – Tord Boontje (Торд Бунтье), создающий изделия из стекла, мебель и светильники. Одно из самых знаменитых изобретений дизайнера – светильники в виде ветвей, инкрустированных кристаллами. В осуществленных проектах автор использует очень простые материалы: старые винные бутылки, стулья и прочее вторсырье, аргументируя свою позицию признанием красоты «заброшенных объектов». Так появляется коллекция стульев из цельных кусков древесины с прикрепленным лентой одеялом, заменяющим мягкое сиденье. Каждый может сам собрать свою покупку, руководствуясь рисунком. «Я из Голландии, — шутит дизайнер. — Мы не украшаем мебель. Это противозаконно». Слова Торда отлично характеризуют современный голландский подход к дизайну: «Новые технологии для меня – это способ создания новых предметов и метод самовыражения. Кроме того, меня интересуют вещи XVII-XIX веков, которые являются примером богатого, чувственного использования материалов и поверхностей. Многие из методов, используемых при создании этих произведений очень трудоёмки, в то время как новые промышленные процессы позволяют по-новому подойти к изучению технологии и почувствовать произведения на качественно новом уровне. Я очень разочарован глобализацией и пытаюсь найти выход. Сегодня я многое могу сделать на компьютере – отправляю файл непосредственно в производственную машину – и объект готов». Современные технологии – это средство, позволяющее творить сегодня: «Когда я смотрю на образцы старинной вышивки, то думаю, насколько это удивительно, и мне кажется, что мы, в самом деле, упускаем что-то важное. Все, что производится в наше время, предельно нейтрально и просто. Есть кое-что действительно удивительное в прошлом, что мы можем позаимствовать. Но я не предлагаю погрязнуть в прошлом. Мне кажется, что очень важно работать настолько прогрессивно, насколько это возможно».
Сегодня дизайнер работает над программой, в основе которой лежит принцип узлов, создающих цветы посредством музыки.
Голландия сегодня
О том, что голландский дизайн «впереди планеты всей» свидетельствует тот факт, что в прошлом году именно голландское агентство Lava (Амстердам) было признано лучшим дизайн-агентством Европы. Кстати сказать, в начале апреля в Санкт-Петербурге прошла увлекательнейшая лекция Ханса Вольберса (Hans Wolbers) – креативного директора Lava. Ханс рассказывал об особенностях современного мышления в дизайне, о хитрых уловках, глупых и умных клиентах, а также о том, как заработать больше денег.
Второй неоспоримый факт: голландский город Эйндховен является общепризнанным европейским центром моды с лучшим музеем современного искусства Van Abbe Museum. Успех дизайн-мышления во многом связан с тем, что оно предлагает мировоззренческий сдвиг. Говоря словами Эйнштейна: «Старые проблемы нельзя решить, не изменив при этом саму привычную модель мышления, породившую эти проблемы».
Осенью в Голландии проходит неделя дизайна – DDW. В программу Dutch Design Week включены выставки работ как метров дизайна, так и талантливой молодежи – выпускников академии и университетов. Фестиваль объединяет всех, кто исповедует экспериментальный, технологичный и экономичный дизайн – три кита, на которых строится современный европейский дизайн. Для справки: среди множества мероприятий в октябре прошлого года был мастер-класс по футуро-дизайну и трендам в консалтинговом бюро Van Berlo, на котором демонстрировали конечный продукт и этапы его создания.
На стыке времен
Что же сегодня такое современный голландский дом? В качестве примера можно привести Hofman Dujardin Architects – проповедующую минималистические интерьеры и обилие стен-окон. Творение компании – вилла Geldrop – это типичный современный дом с идеальным дизайн-пространством «Новой Голландии». Так, от творения Брандта (мастера времен Петра I), благодаря которому мы сегодня можем увидеть объемную картину жизни старых голландцев (если посетим музей в Амстердаме) – голландцы перешли к аскетичному минимализму. Копию дома автор создавал 25 лет и в мельчайших подробностях воссоздал трехэтажный дом площадью около шести футов в ширину (1,83 метра) с крохотными копиями книг, ковров, посуды, мебели и люстр – собранных из разных регионов страны. Впрочем, Брандт не единственный мастер, со столь присущей голландцам безумной любовью к дому (ведь многие века жизнь жителей этой страны протекала в стенах дома с путешествиями на порог или во двор).
Современные голландцы с той же силой страсти как и их предки творят и измышляют современный дизайн. Мы и не догадываемся, насколько он вошел в нашу жизнь, а ведь большинство шрифтов в любом компьютере были придуманы именно в Голландии – центре мирового графического дизайна. «Плоская по ландшафту, но объемная по мышлению, страна Голландия» – вот главная характеристика этой удивительной страны.
Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартир
Услуги:
Похожие статьи
- Шторы своими руками
Так почему же пошить шторы своими руками это лучше, чем приобрести в ближайшем салоне? А преимущества состоят в следующем...
- Участки с характером. Открытый солнцу и ветрам
Равнинный открытый участок при беглом осмотре кажется полным разнообразных минусов.
- Праздничный конкурс от GIOVANNI SFORZA
Конкурс среди архитекторов и дизайнеров на лучший интерьер от Giovanni Sforza.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.